Комната любителя музыки: эксклюзивное пространство

Моя новая комната для прослушивания музыки (часть первая) [перевод]

Отдельная комната для прослушивания музыки — это не роскошь, а моя необходимость. Я понимаю, что это весьма дорогостоящая необходимость, но такова уж моя работа [автор — основатель сайта The Computer Audiophile Крис Коннакер (Chris Connaker)]. К счастью, моя жена меня понимает. Она всегда поддерживала меня, позволяя улучшать мою аудиофильскую комнату. Хотя и понимала, как много времени я провожу там.

Мы переехали в апреле 2008 года (примерно спустя шесть месяцев после запуска моего сайта Computer Audiophile). В моей первой комнате для прослушивания, которая располагалась в подвале, я периодически делал косметический ремонт и менял ковер. Никаких серьезных изменений на протяжении 10 лет не было. В августе 2018 года я решил как-то изменить помещение (4,4 м x 5,1 м x 2 м), чтобы музыка в нем зазвучала лучше. После нескольких дней мучений я сдался: все упиралось в двухметровые потолки. Я не хотел выкапывать подвал глубже или поднимать фундамент.

Был у меня и другой вариант, который заключался в том, чтобы перенести комнату для прослушивания на мансардный этаж. Ремонт на мансарде уже был сделан, но требовались кое-какие изменения. Я был готов поработать, так как меня привлекали размеры мансарды: 10 м x 4,2 м и потолки высотой 2,7 м. Сначала все представлялось мне как небольшой проект, но он быстро превратился в масштабную реконструкцию. Дело дошло до смены коврового покрытия, обновления стен, установки перил, протяжки оптоволоконного кабеля и обустройства отдельного санузла. Наверное, не у каждого есть комната для прослушивая с туалетом?

Предлагаю вам первую часть моей истории о создании аудиофильской комнаты. Во второй части речь пойдет об установке поглощающих и рассеивающих звук панелей, а также о точной настройке системы.

Я решил обратиться в местную строительную фирму, чтобы ее специалисты снесли все ненужное и реконструировали то, что нужно. На себя лично я взял кабели: я протянул два оптических кабеля и один Ethernet Сat. 7, также я перенес электрораспределительный щиток из подвала на мансарду.

Протяжка кабелей

Я начал именно с проводов, так как строители не сразу могли выполнить мою заявку.

Все сетевое оборудование у меня стояло в подвале неподалеку от музыкальной комнаты. Это место казалось оптимальным, так как выделенная линия для подключения к Интернету заходила сразу в подвал, а шумные устройства вроде NAS и обычных компьютеров должны стоять там, где никому не мешают. Задача заключалась в том, чтобы протянуть сеть и установить беспроводные точки доступа в новой комнате на мансарде. При этом я не должен был разрушить дом.

Мой дом был построен в 1941 году, стены сделаны из дерева и строительного гипса. Другими словами, здание представляет собой весьма скромное жилище с деревянными полами и сводчатыми потолками. Большинство элементов дома не подвергалось никакой реконструкции. У меня не хватило наглости собственноручно ломать дом, поэтому я позвал брата жены, который работает электриком. Он помог мне протянуть провода из подвала до мансарды.

Я решил проложить два оптоволоконных кабеля и один медный Cat. 7 с основного коммутатора в подвале. Почему оптика? Почему два? Почему медь? Почему один?! Объясняю.

Я выбрал оптоволокно в качестве основного канала между коммутаторами, потому что оно позволяет сделать хоть какой-то запас на будущее. Если я когда-нибудь захочу организовать сеть 10 Гбит/c, то проблем у меня не будет. Также оптоволоконный кабель хорош тем, что он может быть использован для дальних дистанций: оптику можно тянуть километрами, а медная витая пара рассчитана на 300 метров. Мне, конечно, не надо тянуть кабель на десять километров, но я не хотел себя как-то ограничивать. Смысл был в том, чтобы я мог переставить коммутатор в любую точку дома, а кабель всегда оставался в запасе.

Я купил два оптоволоконных кабеля по 90 метров (производитель Ubiquiti, модель FC-SM-300). Каждый из этих кабелей снабжен шестью волокнами G.657.A2 одиночного режима. Для защиты используются кевларовые нити и наружная оболочка. Два кабеля мне понадобились потому, что я установил два коммутатора в разных точках моей музыкальной комнаты. Это было нужно для удобства.

За стенами есть свободное место для хранения вещей

Итак, в каждом конце помещения я разместил в стенах по одному коммутатору Ubiquiti UniFi US‑8‑150W. В этой модели есть функция PoE, которая мне лично была не нужна, но это был единственный вариант с восемью портами RJ45 и двумя портами SPF для оптоволоконных модулей. Я купил четыре таких модуля от Ubiquiti (модель UF-SM-1G-S). Два модуля я установил в коммутатор UniFi US-24 в подвале, а еще два — по одному на каждый 8-портовый коммутатор в комнате на мансарде. К одному из коммутаторов я подключил точку доступа Ubiquiti UniFi HD (UAP-AC-HD).

Коммутатор Ubiquiti UniFi US‑8‑150W, точка доступа UAP-AC-HD, кабель FC-SM-300

Кабель Cat. 7 я купил из интереса. Мне просто хотелось сравнить его с оптикой. Я выбрал стометровый кабель с медными жилами Duronic Black Network Cable. Я приобрел этот провод лишь для тестов, поэтому два кабеля я брать не стал. Кстати, этот кабель рассчитан на сеть 10 Гбит/c, но отрезок 100 м, как мне кажется, не потянет максимальную скорость.

Рядом с моей прежней аудиофильской комнатой находился распределительный щиток. В новой комнате я также решил разместить щиток, но его я спрятал в стену. Чтобы не тянуть проводку от центрального щита, я купил 23 метра медного провода и соединительную коробку. Я подключился к щитку в подвале.

В моем новом щитке имеется шесть отдельных электрических контуров, которые я могу использовать, как захочу. На сегодняшний день три 20-амперных контура у меня идут до одной двойной розетки Transparent Audio (такие компания ставит в свои топовые фильтры Reference Power Isolator). Изначально я хотел расставить аудиокомпоненты возле западной стены или между колонками, поэтому и розетки я установил в той области. Однако потом я перенес компоненты в восточную часть комнаты и там тоже понадобилась розетка и, соответственно, проводка.

Тянем кабель

Протянуть кабели из подвала было по-настоящему непросто. Мой электрик Кевин придумал, как все сделать, вырезав лишь одну дырку в стене на первом этаже дома. Это отверстие мы удачно спрятали за гипсокартонной конструкцией, которая была сооружена в доме в 90-е годы и служила кожухом для водопроводных труб.

Провода нужно было прокладывать не по прямой, а из юго-восточной части подвала по диагонали на чердак. На нашем пути было разное: системы кондиционирования, санузлы, спальня моей дочери на первом этаже, полы, потолки и стены.

Из этой кладовки в подвале все кабели начали свой путь наверх

Мы решили сделать проводку сверху вниз, полагая, что сила тяжести поможет нам опустить кабели. Больше всего я переживал за оптоволоконные кабели, так как они могли быть повреждены. Каждый, кто хоть раз прокладывал провода в стенах, знает, что это дело заставляет понервничать. Пару раз нам приходилось в буквальном смысле проталкивать кабели, так как они цеплялись за что-то, чего мы видеть просто не могли. Я чувствовал, как рвется оболочка проводов, но к моему удивлению оптические кабели прошли целыми и невредимыми. Раньше оптоволоконные кабели были хуже — их легко можно было повредить. Сейчас стали делать лучше.

Кстати, SPF-модулю Ubiquiti нужна лишь одна жила из шести, имеющихся в оптоволоконном кабеле FC-SM-300. Получается, что пять остальных волокон можно использовать с другими коммутаторами. Если вы повредите одну жилу, то у вас еще останется пять в запасе. Короче говоря, в одном кабеле вы получаете целых шесть.

Для передачи электричества из подвала на чердак задействован кабель калибра 6 AWG

Что касается электрических проводов, то лучше бы об этом вообще не вспоминать. Кабель был толстым, нескользящим и вечно цеплялся за все подряд. Нам с Кевином пришлось попотеть как следует.

Снос и реконструкция

Моя комната для прослушивания сильно отличается от тех, что мы все привыкли видеть на картинках в Интернете. Я рассчитывал на адекватную сумму. Другими словами, стоимость проекта была важна, а бюджет ограничен.

Общая протяженность моей мансарды составляет 10 м, из которых 2,4 м занимает санузел. На саму комнату остается около 7,5 м. Ширину комнаты съедала кладовка в юго-восточном углу, поэтому кладовку мы решили убрать полностью (вместо нее я поставил рабочий стол). Еще одной проблемой была стена (0,6 м) с перилами (0,3 м) вокруг лестницы в центре помещения. Эту стенку мы убрали, установив новые балясины высотой 0,9 м.

Я был ограничен в плане организации моей музыкальной комнаты. Дело было не только в деньгах, но и в том, что нам не хотелось ломать в доме что-то еще, кроме чердачных конструкций. Например, на одном форуме мне порекомендовали засыпать в потолки песчаную смесь для хорошей звукоизоляции. Это хорошо, но не в моей ситуации. Я не мог себе позволить реконструкцию всего здания. Было бы здорово не думать о расходах и иметь возможность строить и сносить все, что вздумается.

Я не так сильно переживал за мансарду по той причине, что она была доделана спустя много лет после основного здания. Я был спокоен, когда мы что-то ломали. Долго думали, стоит ли сделать дополнительные гипсокартонные панели на стенах, но пока боковые стены оставили без изменений. Думаю, что доделать стены я смогу в любой момент, если это понадобится.

Начало реконструкции

О малярных работах, светильниках и установке дверных ручек, пожалуй, рассказывать не буду.

В ходе изучения материалов по обустройству комнат для прослушивания музыки мне несколько раз посоветовали положить на пол ковер из натуральной шерсти. Такой поворот меня обрадовал — я очень люблю ковровое покрытие из шерсти (изучите, рекомендую). После окончания работ я положил на пол шерстяное покрытие, изготовленное в Новой Зеландии.

На сегодняшний день моя аудиосистема расположена так, как я этого и хотел. Компоненты установлены возле восточной стены, а колонки в северной части комнаты. Я попробовал расставить технику между АС, но через двое суток мне надоело смотреть на кучу проводов и перешагивать через систему каждый раз, когда я иду в ванную. Сейчас я использую какие-то простенькие акустические кабели, но в будущем перейду на Transparent Audio Reference.

Как звучит?

Самый главный вопрос заключается в том, как звучит система в новой комнате? После того, как ремонт был закончен, я первым делом включил музыку (ведь для этого комната и была нужна). Хочу попросить всех, кто это читает: не включайте музыку в пустом помещении с голыми стенами. В комнате не было ничего, что могло бы поглощать или рассеивать звук, поэтому звучание было ужасным. Я сделал кое-какие замеры и отправил их друзьям и моему личному эксперту Митчу Барнетту (Mitch Barnett). К счастью, мне посоветовали расслабиться, так как это все было лишь отправной точкой.

Прежде, чем я перенес музыку в новое помещения, я провел измерения в моей старой аудиофильской комнате в подвале. Для этого я задействовал измерительный микрофон miniDSP UMIK-1. Смысл был в том, чтобы иметь хоть какие-то данные для сравнения в дальнейшем.

Вот скриншот с измерениями, сделанными в моей прежней музыкальной комнате, где я писал обзоры на технику на протяжении десяти с лишним лет:

Измерения, сделанные в старом подвальном помещении для прослушивания музыки

Итак, потихоньку я перебрался в мою новую комнату: я перенес наверх мой трехметровый стол, дополнительное кресло, кое-какие вещи. Теперь звучание системы имеет право на существование. Я могу делать обзоры на устройства и быть чуть более уверенным в моих выводах. Проводить измерения всегда полезно: так можно понять на каких частотах имеются спады, а на каких — подъемы. Тем не менее, я все еще недоволен звуком. Чтобы понять, как правильно подготовить помещение, я обратился в компанию Vicoustic. Если кто не знает, у них на сайте есть специальный сервис: нужно загрузить фотографии и план комнаты, а также пройти небольшой опрос, после чего Vicoustic пришлет 3D-модель вашей комнаты со всеми рекомендациями по рассеиванию и поглощению звука. Обычно этот процесс занимает пару недель.

Читайте также:  Как сшить тёплые домашние тапочки своими руками

Я предоставил компании всю необходимую информацию, а взамен получил полностью готовый 3D-план. Во второй части этого материала я покажу вам все, что они мне прислали. Пока предлагаю взглянуть на 3D-модель готового помещения с акустическими панелями и ловушками:

Виртуальная модель комнаты с акустическим панелями и ловушками

В нынешнем виде моя новая комната для прослушивания мне очень нравится. Я не могу дождаться, когда уже установлю акустические панели, которые улучшат качество звука. Помните, именно помещение оказывает наибольшее влияние на звучание системы. О всяких MQA, Hi-Res, дискретизации и апсемплинге можно забыть, если ваша комната плохо подготовлена. В плохом помещении от системы не добиться хорошего звука.

Акустика TAD Labs CR1 Compact Reference Фото комнаты сделано в ноябре 2018 года Основными усилителями мощности в системе стали моноблоки Constellation Audio Mono 1.0 Кресло для прослушивания музыки важнее, чем вы думаете

Список задействованного оборудования

Источники: медиасервер Roon ROCK, MacBook Pro + Roon, программный плеер JRiver

ЦАПы: Berkeley Audio Design Alpha DAC Reference Series 2 MQA, EMM Labs DA2, CD-проигрыватель dCS Rossini

Цифровые конвертеры-плееры: dCS Network Bridge, Berkeley Audio Design Alpha USB, микрокомпьютер Sonore Signature Rendu SE,

Усилители: Constellation Audio Mono 1.0

Предусилитель: Constellation Audio PreAmp 1.0

Колонки: TAD Labs CR1 Compact Reference

ПО для удаленного управления: Roon Remote

Устройство управления (пульт): iPad Pro

Программные плееры: Roon, JRiver

NAS: Synology DS1812+, CAPS v4 Cortes Server

Кабели: Transparent Audio Reference XLR и RCA, Transparent Audio Reference 110-Ohm AES/EBU, акустические кабели Transparent Audio Reference

USB-кабель: Transparent Audio Premium USB

Силовой кабель: Transparent Audio Reference Power

Сетевой фильтр: Transparent Audio Reference Power Isolator

Ethernet-кабель: Transparent Audio High Performance

Сетевое оборудование: коммутатор Ubiquiti UniFi 24, коммутатор Ubiquiti UniFi 8-150 x 2, роутер Ubiquiti UniFi USG , Ubiquiti UniFi AP HD x 2, оптоволоконный кабель Ubiquiti FC-SM-300 x 2, оптический модуль UF-SM-1G-S x 4, сетевой терминал Calix 716GE-I

СпецпроектыУголок меломана: 5 идей для больших и маленьких квартир

Где слушать музыку, подкасты и звуки природы красиво

Дни стереосистем и стопок компакт-дисков в гостиной ушли в прошлое. Сегодня музыкальные колонки, которые избавились от проводов и обзавелись очень хорошим звуком, прописываются в разных частях квартиры: от спальни до кухни. На территорию дома заходят даже те бренды, которые раньше ассоциировались с концертными залами и тяжелым роковым звучанием. В совместном проекте с легендарным брендом Marshall рассказываем, как обустроить уголок меломана в квартире.

дизайнер интерьеров,
основатель студии EEDS

Кухня

Вписать аудиотехнику в кухонный интерьер подчас бывает трудно. Особенно когда все больше людей хочет видеть в своих квартирах только натуральные материалы и природные оттенки

Выполненная в ретростилистике колонка Marshall Acton II органично впишется в пространство кухни. Готовить с ней будет гораздо приятнее. Мощности колонки хватит на то, чтобы вы услышали любимых Oasis или Daft Punk даже сквозь шум шипящего на сковороде масла.

Благодаря своему лаконичному дизайну модель органично впишется в интерьер с преимущественно прямыми геометрическими линиями, а ретроотделка будет хорошо смотреться в сочетании с деревом, кожей и камнем. Если позволяет место на столешнице, можно поставить колонку прямо на нее или на кухонный стол. Если нет, разместите модель на свободной открытой горизонтальной поверхности — например, на подоконнике.

Благодаря своему лаконичному дизайну модель органично впишется в интерьер с преимущественно прямыми геометрическими линиями, а ретроотделка будет хорошо смотреться в сочетании с деревом, кожей и камнем. Если позволяет место на столешнице, можно поставить колонку прямо на нее или на кухонный стол. Если нет, разместите модель на свободной открытой горизонтальной поверхности — например, на подоконнике.

Спальня

Спальня — то место в квартире, где особенно хочется уюта. Здесь интерьер дополняют вещи, которые помогают расслабиться. Это могут быть любимые книги и красочные альбомы, свечи или вещи, привезенные из путешествий в дальние страны.

Может показаться, что колонка в спальне — решение не самое очевидное. Но музыка может стать мощным успокоительным в конце дня. Кроме того, можно установить сразу две или три колонки в разных концах комнаты и соединить их между собой (такая опция есть у моделей из домашней линейки Marshall Acton II, Stanmore II и Woburn II), устроив сеанс полного погружения. Добавьте к ним ароматическую свечу и отдыхайте!

Спальня — ваше личное пространство, где вы не должны никому ничего доказывать. Поэтому колонку можно поставить там, где удобно, например на прикроватной тумбе или комоде. Можно даже использовать в качестве подставки стопку книг.

Спальня — ваше личное пространство, где вы не должны никому ничего доказывать. Поэтому колонку можно поставить там, где удобно, например на прикроватной тумбе или комоде. Можно даже использовать в качестве подставки стопку книг.

Гостиная

Сердце квартиры — гостиная. Широкий диван, пара кресел, журнальный стол, книжные полки — вне зависимости от того, чем вы наполните комнату, нужно помнить о функциональности. Один из важных критериев — аудиооснащение гостиной. Хорошим звуком на дружеских посиделках пренебрегать точно не стоит.

Красивая музыкальная колонка может стать смысловым акцентом интерьера. Она не только не останется незамеченной, но и не будет стоять без дела: редко какая вечеринка проходит без музыки. Кроме того, с помощью колонки вы можете слушать концерты без потери в качестве звука.

Можно поставить колонку на журнальный стол, а рядом положить пару альбомов. Эффектно она будет смотреться и на приставной консоли. Также колонка будет акцентно выглядеть на открытом стеллаже в паре со схожими по стилистике аксессуарами: статуэтками, подставками для книг, виниловыми пластинками или вазой.

Гостиная-2

Дизайн гостиной может быть самым разным: кому-то по душе суровый индастриал, кому-то — теплое датское хюгге, а кому-то — классический французский стиль.

Однако, что бы вы ни выбрали, наполните пространство вещами, которые создают настроение. Музыкальной колонке можно отвести место на комоде. Украсив пространство рядом с ней любимыми постерами или винтажными пластинками, вы превратите эту часть комнаты в уголок меломана.

Составляя композицию из аксессуаров вокруг колонки, обращайте внимание на размеры, формы и цветовые решения. Если вы хотите ее выделить и подчеркнуть аутентичность модели, то рядом лучше ставить предметы меньшего размера. Если, наоборот, хотите, чтобы она не бросалась в глаза, то рядом разместите что-то высокое и акцентное, например длинную вазу или постер.

Кабинет

Рабочее пространство есть не в каждой квартире. Но если вы все чаще остаетесь с ноутбуком дома или предпочитаете любимый стол технологичным опенспейсам, то придется тщательно продумать наполнение этой зоны. Все, что необходимо для эффективной работы, должно быть под рукой. И не забудьте о декоре — таком же функциональном.

Дизайн колонки модели Marshall Stanmore II не будет отвлекать от работы. А еще вы можете подключить ее к ноутбуку или вывести на нее конференц-колл. Не сомневайтесь, вы услышите коллег из любого уголка комнаты: аудиоустановка направляет звук сразу во все стороны.

Если позволяет площадь стола, колонка эффектно будет на нем смотреться. Рядом можно поставить настольную лампу. Если пространство небольшое, а рабочая зона перегружена компьютером, принтером и органайзерами, то можно добавить полку над столом и установить колонку на ней. А чтобы она не смотрелась одиноко и оторванно, добавьте постер или картину, перекликающуюся по цвету с корпусом девайса.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

Как подготовить помещение для прослушивания музыки

Сохранить и прочитать потом —

Тщательно подбирая элементы своей аудиосистемы, люди часто забывают о важном факторе, оказывающем влияние на итоговый результат, — акустической подготовке помещения.

Порой в помещении, плохо подготовленном к прослушиванию, техника звучит совсем не так, как в шоуруме, а ожидания, возложенные на приобретенную акустику, не оправдываются. Сегодня расскажем, как правильно подготовить комнату для прослушивания музыки.

На этапе ремонта

Cвойства помещения влияют на качество восприятия в нем звуковой информации: акустические волны отражаются от стен, пола и потолка, интерферируя между собой. Если включить музыку в пустой комнате с «голыми» стенами, звук первоисточника необратимо деформируется. Даже просто наклеив на стены обои, вы уже почувствуете разницу в звучании.

Однако обоев на стенах, разумеется, недостаточно для того, чтобы подготовить комнату для прослушивания. В некоторых случаях проблему с отражением звуковых волн можно устранить декораторскими решениями — за счет мягкой мебели, открытых книжных стеллажей и другого «наполнения» комнаты. Однако если интерьер изначально задумывался как минималистичный, стоит обратить внимание и на конструктивные решения на этапе ремонта.

Корректировка акустики помещения с использованием дополнительных конструкций, разумеется, может уменьшить его полезную площадь и изменить первоначальный дизайн комнаты, поэтому на данном этапе можно обратиться за профессиональной помощью инсталляторов. Они не только смогут учесть все особенности помещения, но и помогут «избавиться от лишних проводов» — грамотно спланируют прокладку нужных кабелей с учетом итогового расположения аудиосистемы.

Конечно же, привлечение инсталляторов — не единственный вариант. Он будет полезен, в первую очередь, обладателям дорогих аудиосистем, которые необходимо «вписать» в минималистический интерьер (с учетом не только желаний меломана, но и требований его семьи), владельцам сложных комплектов оборудования от разных производителей, которое необходимо грамотно «подружить», а также в случаях, если само помещение имеет нестандартную конфигурацию или предназначение.

Инсталляторы Аудиомании, например, сталкивались с задачей проектирования и оборудования кинотеатра и аудиосистемы в бассейне.

В остальных случаях справиться с корректировкой помещения можно своими силами. Для этого вовсе не обязательно покрывать все стены поглотителем. Например, позади аудиосистемы можно построить фальш-стену из листов перфорированного гипсокартона. Устанавливая панели из гипсокартона, постарайтесь зафиксировать листы таким образом, чтобы тип крепления исключал какие-либо произвольные вибрации.

Любители экологичных материалов могут заменить гипсокартон на акустические панели из древесного волокна. По своим акустическим свойствам они нисколько не уступают гипсокартону и могут лучше вписаться в интерьер, однако и стоимость их будет выше. Важно, чтобы фальш-стена была возведена на расстоянии 150-250 мм от капитальной стены, а полость между ними — заполнена минеральной ватой.


Пример инсталляции Аудиомании в московской квартире.

Кроме того, при коррекции акустики помещения стоит обратить внимание и на потолок. Если высота помещения позволяет, оптимальным решением будет подвесной потолок на стандартном каркасе из перфорированного гипсокартона. Этот материал сам по себе является достаточно хорошим звукоизолятором, а если в образовавшуюся полость дополнительно проложить плиты из минеральной ваты, эффект будет ещё лучше (подробнее о том, как и из каких материалов можно собрать такой потолок и фальш-стену, читайте здесь).

Главное в этом деле — не переусердствовать. Чрезмерное увлечение поглощающими материалами может «глушить» комнаты прослушивания. В результате отраженные звуки исчезают вообще, а звучание становится неестественным и резким, быстро утомляя слух, возникает характерное «давящее» ощущение. Такая «мёртвая» акустическая среда подходит для звукозаписывающих студий, но весьма некомфортна для прослушивания музыки ради удовольствия.

При оформлении интерьера

Подвесные потолки и фальш-стены — это всегда компромисс с дизайном, внешним видом и функциональностью помещения (если комната, предназначенная для прослушивания, решает еще какие-либо задачи, такие изменения могут серьезно затруднить ее использование). Скорректировать акустику помещения можно и с меньшими усилиями — результат может оказаться не настолько впечатляющим, но тоже ощутимым.

Итак, на этапе оформления интерьера формированию благоприятной среды для прослушивания способствуют любая мягкая мебель, ковер на полу или плотные шторы на окнах. Если есть ощущения, что этого набора оказывается недостаточно, то позади аудиосистемы или стола, на котором она стоит, можно поместить звукопоглощающий мат. Им может служить ковер с высоким ворсом или специальный акустический поролон с профилем «пирамида». Разумеется, последнее решение не добавит интерьеру эстетики, зато улучшит качество передачи средних и высоких частот.

Читайте также:  Дизайн квартиры-студии 20 кв. м с комнатой квадратной формы : идеи на фото

Басовые ловушки из акустической пены, позволяющие минимизировать сильное воздействие от резонансных волн

Еще одно эффективное решение — так называемые звуковые ловушки, которые размещаются по углам помещения. Такая ловушка может быть высотой с наполную колонку, а может занимать и все пространство от пола до потолка. Основной минус таких систем — они очень заметны и вряд ли улучшат внешний вид помещения.

Если в квартире живет женщина с конкретным видением того, как должна выглядеть комната, то этот вариант сразу отпадает, — Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания.

Компромиссное решение — специальные декоративные акустические панели, которые обладают свойствами «классических» панелей (тех, которые можно часто видеть в студиях звукозаписи), но при этом выпускаются в разных цветах и дизайне. Такие панели также могут быть заметны, но при этом выглядят как элемент декора, а не как промышленный объект в домашней среде.

Технические решения и «улучшайзеры»

Если по тем или иным причинам повесить на стену акустическую панель, поставить в угол звуковую ловушку или просто добавить в комнату больше мебели не получается, можно пойти другим путем и приобрести акустический корректор. Это специальное устройство, которое ставится между усилителем и источником сигнала (компьютером, сетевым проигрывателем, СD-проигрывателем).

Акустический корректор напоминает небольшой усилитель с входом, выходом и микрофоном. Микрофон устанавливается в зоне прослушивания, так, чтобы устройство «понимало», каким звук доходит до меломана, и корректировало его. В итоге пропадает низкочастотный гул, бас удается «собрать» в единую мелодию, а звучание становится максимально приближенным к неискаженному.

Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II для настройки характеристик звучания сабвуфера в соответствии с геометрией и другими особенностями помещения для прослушивания

Акустические корректоры часто используются на выставках Hi-Fi и High End, которые проходят в гостиницах (как раз тот случай, когда команда инсталляторов не может изменить конфигурацию или вмешаться в дизайн помещения). Ликвидировать абсолютно все проблемы за счет корректора не всегда возможно, но качественно улучшить прослушивание в неидеальном помещении такой корректор способен. Особенно полезно это устройство, если в комнате есть четко определенная зона прослушивания музыки (есть вероятность, что какие-то проблемы так и останутся нерешенными, но вы их просто «не услышите», находять там, где обычно слушаете музыку).

У меня, например, нет ничего подобного [звуковых ловушек, акустических панелей]. Да, я понимаю, что при каких-то условиях у меня будут неприятности, может быть, где-то возникнут стоячие волны, в каком-то углу комнаты звук будет не такой, какой запланирован. Но у меня есть вполне понятная точка прослушивания, и в ней все хорошо. Даже не точка, зона прослушивания, и в этой зоне все замечательно, — Тимофей Шиколенков.

Чтобы улучшить качество звучания, стоит также обратить внимание на то, в каком окружении находится сама аудиосистема. Например, не самым удачным решением будет поставить акустику непосредственно на пол (либо на столы и другие предметы мебели, изначально не предназначенные «работать» в качестве подставки под аудиотехнику). Создаваемые в результате вибрации пагубно влияют на качество звука («играет» не только колонка, но и все объекты, которые находятся поблизости).

Чтобы свести вибрацию к минимуму, необходимо уменьшить площадь соприкосновения колонки с поверхностью. Для этой цели могут быть полезны акустические шипы. Помимо основной задачи (уменьшения паразитных вибраций) они позволяют компенсировать неровности поверхности за счет регулирования высоты с помощью резьбы. А чтобы не повредить покрытие пола (или поверхности мебели), под шипы следует класть специальные подставки.

Подставки под шипы Cold Ray Spike Protector 3 Small не скользят, защищают напольное покрытие и (в сочетании с шипами) позволяют успешно бороться с резонансами.

Еще один важный фактор, помогающий улучшить звучание — правильное расположение аудиосистемы. На первый взгляд, это самое простое решение, однако в полной мере реализовать его бывает трудно: не всегда правильное расположение удобно с точки зрения внешнего вида, функциональности (в «правильных» местах нет розеток или оказываются чересчур заметными кабели).

Тем не менее, тут тоже есть несколько советов, самый простой — не стоит «загонять» колонки в углы комнаты и плотно придвигать их к стене (расположение «в опасной близости» от боковых стен может привести к возникновению стоячих волн и ухудшить звучание). Если не хочется сходу разбираться в модах и работе с акустическим калькулятором, можно начать с этого руководства по грамотной расстановке акустики — даже такие простые изменения помогут улучшить звучание аудиосистемы без каких-либо серьезных вложений.

Идеальная комната для прослушивания музыки

В этой статье мы поговорим о размерах и пропорциях идеальной комнаты прослушивания. Это очень важный вопрос, однако он многими понимается не правильно. А без правильного понимания базиса, не получится создать правильную комнату прослушивания для музыки, и соответственно, получить удовольствие от прослушивания.

Как правильно определить размеры комнаты? Использовать ту комнату, что есть – не самый лучший вариант. Прежде всего нужно определится с предназначением комнаты. Как, в музыкальном плане, мы будем ее использовать? Будет ли это комната для стерео? Или это Домашний Кинотеатр? А может быть это студия для записи и мониторинга? Ответ на эти вопросы позволит правильно определить необходимые параметры помещения и его характеристики. Например, какого размера должна быть комната? Какое количество звуко-корректирующих материалов необходимо применить? и.т.д. Итак, сначала определяемся с основным назначением помещения.

Размер акустики и размер комнаты.

Давайте начнем с примера. Пусть это будет комната для двухканального стерео. Берем этот вариант, потому, что он один из самых популярных. Итак, начнем с необходимых размеров помещения, и уровня громкости. Первый вопрос, на который необходимо ответить – какое звуковое давление нам нужно? Как мы это определяем? Какого размера наша акустика? Нам нужно привести в соответствие помещение которое есть у нас, и акустику.

Будем-ли мы использовать акустику высотой 2м в помещении с высотой потолка 2.4м? Скорее всего нет. Нам необходима акустика с более скромными габаритами. Комната с высотой потолков 2.4 метра не самый лучший вариант, но это один из стандартов в Северной Америке. Мы должны быть очень, очень аккуратны при расчете звукового давления необходимого для комнаты определенного размера и объема. Собираемся ли мы разместить акустику с низкочастотным динамиком диаметром 12 дюймов в комнате объемом 1500 кубических футов (42.5 куб. метра, 1 фут равен 31 см)? Да, если хотим, чтобы громкость низких частот была такой, что нас приплющивало к креслу. Если мы выясним, каковы эти соотношения, каким должен быть размер динамика, а также громкость и размер комнаты, то мы сможем определить фактическую высоту комнаты, ширину и длину, которые нам нужны.

Оптимальные размеры комнаты прослушивания
Ширина, мВысота, мДлина, мОбъем, м.кубХарактеристика2.72.43.019.44Не рекомендуем3.02.43.323.76Не рекомендуем3.32.43.628.51Не рекомендуем3.62.43.933.7Не рекомендуем3.92.44.239.31Не рекомендуем4.22.44.545.36Можно использовать4.52.44.851.84Можно использовать4.82.45.158.75Можно использовать5.12.45.466.10Можно использовать5.42.45.773.87Можно использовать5.72.46.082.08Можно использовать62.46.390.72Рекомендуем6.32.46.699.79Рекомендуем6.62.46.9109.30Рекомендуем6.92.47.2119.23Рекомендуем

Давайте возьмем акустику стандартной высоты – до 1.2 метра. Это отличный размер, для начала, и один из универсальных. Суть здесь в том, что когда мы подобрали размер акустики к размеру и объему помещения, мы можем определить расстояние до точки прослушивания и звуковое давление, необходимое в этой точке, что, в комплексе, позволить минимизировать потенциальные проблемы, диктуемые акустическими свойствами помещения.

Звуковое давление и отражения звука

Управляя звуковым давлением и переотражениями, можно значительно снизить акустические проблемы. Однако, нам нужно пространство для этого.

Каждая акустическая система излучает звуковую энергию в окружающее пространство. Каждая акустическая система, в зависимости от конструкции, имеет свои рекомендации по размещению. Иногда я говорю людям, что ширина комнаты слишком мало для их акустики. Я говорю так зная, что недостаточная ширина комнаты взаимодействует с диаграммой направленности акустики и создает негативные акустические переотражения. Ширина определяется требованиями акустики, а не тем, как акустика будет смотреться в комнате. Расположение, оптимальное с точки зрения эстетики не всегда лучшее с точки зрения звука. Говоря другими словами – эта комната должна служить акустике, а не вам!

Требуется опыт, для того, чтобы пришло понимание всего этого. Измените что-то одно и вам придется изменить все остальное. Когда мы выбрали акустику, нам нужно определить размер помещения, которое будет идеально сочетаться с высотой акустики, диаграммой направленности и диаметром низкочастотных динамиков. Это союз в котором нет главного – все аспекты важны.

Высота потолков – важный параметр

Высота потолков важна, потому, что отражения от потолка и пола это первое, что мы услышим. Некоторые слушатели не понимают этого и воспринимают это как отражения от стен. Но, нет. Если вы сидите на полу, то можете быть ближе к полу, чем в случае, когда вы сидите в кресле или на диване. Вы сидите прямо на полу, под потолком, высота которого 2.4 метра. Посмотрите вверх, ровно над своей головой! Отражения от пола и потолка должны быть под контролем.

Взгляните на потолок.

Отражения от потолка это вторые отражения, которые вы слышите, после отражений от пола. Их также нужно учитывать. И они, в свою очередь, также зависят от высоты акустик и размеров помещения.

Длина комнаты очень, очень критична для звукового давления. В этом случае переотражения важны, но важнее их – звуковое давление. Почему важна длина комнаты? Потому, что большинство напольной акустики способны воспроизводить низкие частоты, как минимум, от 30 Гц. Длина звуковой волны с частотой 30 Гц, равна 37 футов (11.47 метра). Для того, чтобы звук этой частоты реализовался правильно, длина комнаты должна быть кратна длине волны. Например, при длине комнаты 40 футов (12.4 метра) звук с частотой 30 Гц может полностью реализоваться.

Обратите внимание на самую низкую частоту, которую может воспроизвести акустика. Нам нужна определенная длина помещения, которое позволит реализовать звучание этих частот. Чем меньше размер помещения, тем больше проблем со звуковым давлением на низких частотах. Чем больше помещение, тем больше проблем с временем реверберации и отражениями звука. Перед нами стоит задача решить эти проблемы выбрав правильную длину, ширину и высоту помещения, чтобы они соответствовали нашей акустике, и справлялись с проблемами звукового давления, развиваемого акустикой.

Это все критерии, которые мы должны использовать при выборе размеров помещения. После того, как мы выбрали акустику, мы переходим к расчетам размеров помещения, которое позволит нам реализовать потенциал акустики.

Каковы правильные размеры помещения?

Их нет. Все зависит от того, какое звуковое давление вы хотите получить в помещении. Тем не менее, есть определенные начальные точки. Есть зависимость между звуковым давлением, которое развивает акустика и размером помещения. Не существует универсального подхода. Нужно проанализировать комплект аппаратуры, проанализировать уровень звукового давления, которое она воспроизводит и привести это в соответствии с помещением.

Мы рекомендуем следующие размеры помещения: ширина 17 футов (5.27 метра), длина 23 фута (7.13 метра) и высота 10 футов (3.1 метра). Почему такие размеры? Потому, что при таких парметрах помещения минимальны проблемы в низкочастотной области, приемлемые результаты по времени реверберации, которые зависят от переотражений. Является ли это лучшим решением на все случаи жизни? Конечно нет. Подобная конфигурация не совсем подходит для Домашнего Кинотеатра, но отлично подойдет для музыкальной комнаты или продакшн студии. Вы спросите: “Какая разница между помещением для Домашнего кинотеатра и комнатой для студийного мониторинга”? В Домашнем Кинотеатре больше звукового давления от большого количества громкоговорителей, т.е. требования к свободному пространству повышаются.

Заключение

В итоге хочу отметить, что вам следует правильно подбирать габариты и мощностные параметры акустики к параметрам помещения (площади и объему). Далее вам следует минимизировать негативное влияние помещения в области низких частот. И после этого стоит поработать с переотражениями. В конечном итоге влияние оказывает все: аппаратура, размер комнаты и ее объем. Здесь нет легких ответов, но есть огромное количество вариантов, и возможностей реализации.

Читайте также:  Как украсить дом к Новому году, чтобы в нем водились деньги

Как сделать собственную «комнату для музыки»

Секреты и фишки для максимального аудиофильского удовольствия.

В жизни каждого человека есть дни, когда хочется послать все к черту, налить бокал крепкого виски, удобно устроиться в кресле и включить диск с любимой группой, получив настоящий экстаз.

Ради этой слабости мы готовы потратить заработанные кровью и потом деньги. Словно золотоносный муравей обустраиваем будущий «домашний храм музыки», добросовестно расставляя усилитель, ресивер, виниловый или CD-проигрыватель; терпеливо ждем, пока появится избранная модель акустической системы. Наконец, настает тот долгожданный миг, когда можно нажать на Play и отправится в мир грез и мечтаний…

И тут нас подстерегает страшное слово – ОБЛОМ…

Ну не звучит вся эта связка дорогостоящего оборудования так, как вы слышали в шоуруме! Не замечаете вы той красоты восторженных отзывов с Яндекс.Маркета, не чувствуете «бархатного баса» и «обволакивающей середины с хрустальными обертонами в области верхних частот». Что, собственно не так?

Вы будете удивлены, но ответ банален и прост. Комната… Вся проблема в комнате.

Примечание: Данный материал осознанно не перегружен тяжелыми терминами из области акустики и рассчитан на неискушенных слушателей, которые хотят улучшить свой мультимедийный уголок.

Почти как у Гарри Поттера

При чем же тут комната? Если вам приходилось когда-то разбирать старые советские колонки, наверняка вы обращали внимание на наличие внутри внушительного комка ваты. Она там не случайно.

Все дело в том, что традиционная форма любой колонки – прямоугольный параллелепипед – шестигранник с равными противоположными гранями и прямыми углами. И именно угол – злейший враг хорошего звука. Именно углы работают как отражатели для коротких волн, но при этом существенно увеличивают и без того длинные волны – басы. Таким образом, весь «сочный бас» концентрируется в углах колонки, а та самая вата позволяет препятствовать такой концентрации.

Возвращаемся к нашей комнате. По сути, это все тот же параллелепипед, что и колонка. Место излучателя здесь занимает полноценная приобретенная вами АС, а роль стенок колонки – стены вашей комнаты. И если при построении акустики инженеры уделяют максимум внимания материалам из которым будет изготавливаться конкретная колонка, то попадая в наши квартиры даже идеальная АС не сможет продемонстрировать свой совершенный внутренний мир из-за проблемного помещения.

Где скрываются враги

Говорить об «идеальной акустической комнате» не имеет смысла. Вряд ли рядовой слушатель готов к революции в собственной квартире и убеждении домочадцев в том, что «в гостиной мы будем только слушать концерты AC/DC и поражаться широте души Cesaria Evora». В рамках данного материала мы лишь попробуем уличить злоумышленников, уничтожающих красоту звука и дать определенные практические советы.

Мало/много мягкой мебели. Любая мягкая мебель в вашей квартире выполняет роль поглотителя звука. Вам приходилось обращать внимание на то, что во время ремонта ваша речь превращается в неразборчивый гул, а громкий оклик еще несколько секунд отдается эхом. Если подобный эффект эха повторяется и в комнате, в которой вы планируете слушать музыку – от эха нужно избавиться.

Что делать: Главное – соблюдать чувство меры и не превратить «живую» комнату (комнату, где есть эхо) в абсолютно «мертвую» (полное отсутствие реверберации). Установка звукопоглощающих панелей, применение акустической пены или использование навесных панелей из звукопрозрачной ткани, натянутой на деревянный брус, может помочь в заглушении реверберации. Но будьте осторожны – не «пересушите звук»: мягкая мебель и обилие поглощающих материалов сделают звук слишком резким, лишенным легкости и объема.

Стены. Один из ключевых факторов, напрямую влияющих на звук. И, зачастую, самый проблемный в большинстве квартир среднестатистического жителя любого мегаполиса и крупного города.

Голые стены. Стены «под покраску» – страшный сон инженера акустика. Такая комната будет «живее всех живых», а уровень реверберации будет превращать любой звук в неразборчивую акустическую кашу.

Что делать: Минимальное спасение – поклейка обоев. Лучший вариант – установка звукопоглощающих материалов и максимальное насыщение комнаты мягкой мебелью.

Гипсокартон. Удобный и практичный материал, уверенно заменивший утомительное нанесение шпаклевки на стены с целью их выравнивания. Вот только для звука гипсокартон опасен по следующей причине. Он напрочь забирает всю красоту низких частот: бас, отражаясь о гипсокартоновой стены, теряет свою упругость из-за того, что закрепленная на металлический каркас плита действует как мембрана.

Что делать: При установке панелей из гипсокартона постарайтесь обеспечить минимальный шаг между несущими профилями и зафиксировать лист таким образом, чтобы он исключал какие либо произвольные вибрации. Если вы любите хороший звук – ни в коем случае не экономьте на саморезах и профилях.

Углы. Мы уже говорили о том, что углы приносят ощутимый вред «правильной» акустике. В углах вашей комнаты (разумеется, если они не заставлены предметами интерьера) возникает существенное звуковое давление, которое приводит к возникновению характерного резонанса – вы слышите его в виде гула определенных частот.

Что делать: Хорошим решением, позволяющим существенно облагородить бас и уменьшить количество паразитных резонансов (искоренить их полностью в домашних условиях – очень непросто), является установка так называемых стеновых поглотителей – панелей, имеющих форму усеченной призмы.

Размещение колонок. От того, как вы установите колонки, зависит многое. Не будем останавливаться на типичных ошибках, а сразу поговорим о том «как надо».

Расстояние от источника звука до стены (с фронтальной стороны излучателя) – определяющий фактор качества звучания. Удаленность от стены напрямую влияет на глубину баса: чем ближе к стене – тем больше баса. Ваше «посадочное место» должно быть у противоположной АС стены и ни в коем случае не по центру комнаты.

Расстояние между колонками влияет на распределение басовой линии. Установленные слишком близко колонки будут подчеркивать верхнюю часть диапазона низких частот. Чем дальше акустическая пара будет друг от друга, тем «глубже» будет бас.

Для правильного восприятия акустической картинки, при размещении АС соблюдайте симметрию.

К размещению сабвуфера придется подойти творчески. Включите композицию, в которой характерно прослеживается басовая линия. Идеальное место зависит от конкретной комнаты, но, как правило, сабвуфер размещается на определенном расстоянии от противоположной стены с явным смешением в ее сторону.

Кто с нами?

Весь материал с нами был тайный гость – детище премиальной линейки компании iRiver, медийный комбайн Astell&Kern AK T1. К нам он попал не случайно и, в первую очередь, за свою универсальность.

В Astell&Kern AK T1 установлена трехполосная акустика, состоящая из 6 динамиков – по два на каждый частотный диапазон: до 250 Гц, от 250 до 6 000 Гц и свыше 6 000 Гц. AK T1 – верный акустический камертон, который может подарить обывателю не только универсальный мультимедийный инструмент, но и достойную альтернативу громоздким АС.

И главное, с AK T1 всегда можно экспериментировать.

Лирическое отступление

Нас часто ругают за то, что ресурс, главным профилем которого, в первую очередь, считается продукция Apple, слишком много внимания уделяет звуковому оборудованию: наушникам, колонкам, звуковым проблемам и методам их устранения.

Друзья, давайте на чистоту. Многим достижениям в области мобильных технологий мы обязаны старине Стиву Джобсу – поистине гениальному человеку, опередившему свое время и создавшему настоящую империю устройств и гаджетов, которыми сегодня пользуются миллионы человек. Так вот, будучи человеком, который действительно «думал иначе», Джобс немало внимания уделял звуку:

  • В планах Джобса был выпуск новой линейки плееров iPod, предназначенных для воспроизведения «идеального звука». Увы, проект был свернут еще в 2012 году.
  • Будучи признанным «пионером цифрового звука», сам Стив отдавал предпочтение винилу. Дома он слушал исключительно пластинки, а формат MP3 называл «мертвым, хотя и универсальным».
  • Вся продукция компании Apple пропитана звуком и, если присмотреться, можно увидеть весьма чуткое отношение к нему как программистов, так и инженеров: от звука приветствия до выхода Garage Band и Logic; от возможности стать музыкантом-любителем, имея под рукой лишь компьютер Mac, до создания собственных мультимедийных интерфейсов и кодеков, обеспечивающих минимальные потери аудиопотока.

Поверьте, имея в распоряжении iPhone, iPad, iPod или Mac, вы, так или иначе, смотрите на мир аудио несколько иначе. Вы отличаетесь от пользователей, отдавших предпочтение другим устройствам. И, в первую очередь потому, что умеете слышать… И с этим нужно жить.

(5.00 из 5, оценили: 3)

Квартира для меломана

квартира площадью 120 м2 в Москве

Фото: Александр Медведев

Стилист: Анна Плотникова

Декоратор-флорист: Мила Кожуховская (студия декора и флористики FLORA CLUB)

Текст: Кира Хмельницкая

Архитекторы Алексей Разоренов и Иннокентий Никич-Криличевский сделали из пентхауса на Мосфильмовской улице квартиру-студию для меломана

Стеклянная стена с панорамным видом на здание МГУ и Воробьевы горы стала для владельца главным аргументом при выборе квартиры. «Не испортить вид» – таким было его основное требование к архитекторам.

Перед Алексеем Разореновым и Иннокентием Никич-Криличевским стояла непростая задача – обеспечить в квартире с огромным окном хорошую акустику, необходимую хозяину-меломану, и сделать пространство удобным для повседневной жизни.

Огромное окно определило «студийную» планировку квартиры. Вдоль него на одной оси архитекторы разместили гостиную и спальню владельца. Площадь квартиры сравнительно небольшая, 120 квадратных метров, поэтому общественное пространство было решено сделать максимально открытым. Делить гостиную на два помещения, как предполагала изначальная конфигурация квартиры (в центре комнаты стоит несущий пилон), не стали. Вместо этого к пилону пристроили камин и сделали его центром общественного пространства. Как и полагается в студиях, гостиная зрительно объединена со спальней посредством стеклянной перегородки. Двери между по мещениями жилой зоны исключительно выдвижные, что также способствует зрительному увеличению площади. Все подсобные помещения архитекторы разместили на одной линии, параллельной оси «гостиная-спальня». Владелец квартиры ценит комфорт, поэтому здесь есть сауна, постирочная, гардеробная и два санузла.

Небольшие размеры квартиры и ее открытая планировка предполагали минимальное количество мебели. Между тем вопрос организации пространства для хранения вещей стоял остро: хозяин задумывал разместить дома большую коллекцию дисков и профессиональной аудиотехники. Авторы проекта решили проблему, оборудовав в квартире системами хранения все ниши. Вы движные ящики устроены под подоконниками по всей длине ленточного окна. Полки встроены даже в камин с противоположной стороны от топки. Основную часть техники владельца, за исключением профессиональных колонок, вмонти ровали в стену. Передние панели приборов обращены к гостиной, а провода спрятаны в проведенные в стене каналы.

Окно во всю стену определило не только планировку, но и декор квартиры. «Эфемерную» стеклянную стену уравновесили «основательными» материалами – натуральным камнем и деревом «земной», коричнево-бежевой гаммы. «Уют обычно ассоциируют с защищенностью, а придумать что-то более надежное, чем камень и древесина, сложно. Поэтому мы работаем в основном с натуральными материалами. А в данном случае это еще было созвучно желаниям хозяина», – замечает Иннокентий Никич-Криличевский . Для оформления интерьера был выбран коричневый сланец (им облицевали стены и камин), для пола – темный дуб, стены в спальне и кухонный гарнитур тоже из дуба, тогда как подоконники и столешницы – из гранита. Жалюзи на окне тоже сделаны из коричневого дерева. На темном фоне пола и стен особенно нарядно смотрится мебель серо-голубых тонов, поддержанных кремовыми оттен ками стен в прихожей и в санузлах. В целом интерьер очень камерный и уютный, то, что нужно для одного человека.

Алексей Разоренов :
«Квартира на Мосфильмовской улице – небольшая для пентхауса. Она рассчитана на одного, максимум на двух человек. Поэтому мы решили использовать студийную планировку, чтобы зрительно увеличить пространство. Заказчик не хотел в своей квартире холодного технологического дизайна, и мы предложили использовать натуральные материалы – сланец, гранит, массив дуба»

Ссылка на основную публикацию