Фантастическая гостиная в стиле хайтек: тонкости создания продукта постмодернизма

Постмодернистский стиль в интерьере

Постмодернизм в интерьере обращается к прошлым историческим эпохам и национальным мотивам, но сохраняет индивидуальные черты. Это направление дает возможность смешивать разные стили и реализовывать любые творческие замыслы.

История постмодернизма

Художественные тенденции, отошедшие от позиций авангарда и модерна, появились в 60-х гг. XX в. и получили название постмодернизма (постмодерна), или постсовременности. Они стали ответом на разочарование социума ходом исторического развития, когда попытка рационального переустройства общественных отношений привела к появлению тоталитаризма.

Сначала изменения произошли во взглядах на архитектуру. Новый подход в строительстве стал альтернативой аскетизму архитектурных форм и серийному проектированию, характерному для модерна.

Постмодернизм как новое направление сформировался и утвердился в 1970-х гг.

Получить окончательное признание ему помогла книга французского философа Ж.-Ф.Лиотара «Состояние постмодерн», в которой были сформулированы черты не только новой архитектуры — течение охватило философию, литературу, музыку, изобразительное искусство и дизайн.

В 1980-х гг. новый стиль быстро распространился в разных странах, чему способствовало развитие средств массовых коммуникаций. Современный постмодернизм соответствует уровню технологического развития, ушел от стереотипов, сохранив при этом эстетичность и утонченность.

Общая характеристика стиля постмодернизм

Самое молодое направление в искусстве продолжает развиваться до сих пор, поэтому единого определения для него не существует. Сейчас этим термином обозначают художественные формы и явления, которые относятся к массовой культуре, но противопоставляются искусству, направленному на среднестатистического потребителя.

Широкие возможности выбора делают постмодернизм свободным от каких-либо канонов, ограничивающих свободу художника.

  1. Игнорирование классических принципов дизайна с сохранением общей гармоничности.
  2. Использование на первый взгляд не сочетающихся материалов.
  3. Преувеличение деталей других стилей до гротеска и шаржа.
  4. Эксперименты с элементами китча, сюрреализма, компьютерной графики.
  5. Нарушение пропорций и четкого расположения деталей.
  6. При общем нейтральном фоне внимание уделяется вкраплениям ярких и насыщенных цветов.
  7. Игра с разными уровнями освещения.

Постмодернизм чаще встречается в дизайне клубов, холлов гостиниц, салонов красоты, но и жилым помещениям он придаст неповторимость. Оформлять в таком стиле лучше всего просторные комнаты.

Один из приемов — акцентирование, когда вокруг массивной детали, например колонны, строится вся обстановка.

Сделать интерьер более легким помогут винтовые и арочные конструкции. Нюансы декора отличаются по странам и континентам. Каждому из них присущи свои этнические особенности. Интерьеры, выдержанные в такой стилистике, выглядят живо и непредсказуемо.

Цветовое оформление

В постмодерне нет четких границ для дизайнерских решений в выборе цветовой гаммы, но предпочтение отдается серым, белым и бежевым оттенкам для фона и ярким краскам для отделки (желтым, оранжевым, бирюзовым, красным).

Интересный результат получается при использовании необычных красок:

  • перламутровых;
  • флуоресцентных;
  • серебристых;
  • металлических.

Они могут также присутствовать в отделочных материалах и на предметах мебели. При выборе палитры нужно учитывать назначение комнаты. Оттенки, привлекательные в гостиной, не подойдут для спальни или кухни. В одном цветовой гамме выполняются сходные детали отделки или хаотично расположенные элементы декора.

Материалы и отделка

Жестких рамок, определяющих подбор отделочных материалов, для постмодерна не существует. Можно использовать фактурные штукатурки, деревянные панели с интересной текстурой, каменный шпон или обои.

Чтобы было комфортно жить в доме и легче за ним ухаживать, стоит задуматься о практичности выбранных материалов и ознакомиться с их экологическими качествами.

Оформление стен, пола и потолка

Стены служат фоном для декоративных деталей, поэтому и оформление их менее выразительно, чем декор. Можно сделать акцент на одной стене, а другие оставить ровными и гладкими, но если планируется зонирование помещения, выполнить каждую в своем стиле.

  • ниши, винтовые конструкции, арки с подсветкой;
  • декоративные вставки из металла или стекла в виде геометрических фигур;
  • аэрография, принты, роспись акриловыми красками.

Потолок к дизайну интерьера в стиле постмодернизм лучше всего подходит многоуровневый или кессонный, со скрытой подсветкой. Материалы выбираются самые разные — гипсокартон, витражи, натяжное или даже напольное покрытие. Популярное решение — покраска бетонной плиты вместе с коммуникациями.

Слишком высокие или покатые потолки оформляются деревянными и металлическими балками.

Цветовая гамма зависит от создания желаемого эффекта в помещении — преобладают светлые тона, но иногда требуется сделать яркий акцент на потолке.

Материал для пола выбирается в зависимости от назначения помещения: в жилых кладут паркет или ковровое покрытие, в кухонной и санитарной зоне — плитку. Если есть узор, то он должен быть геометрическим, со строгими линиями. Рисунки ковров предпочтительнее абстрактные или асимметричные, подойдут и орнаменты в этнографическом стиле.

Окна и двери

Строгих требований к размеру оконных и дверных проемов не предъявляется, но большие окна с распашными или поворотными механизмами предпочтительнее — при достаточном естественном освещении хорошо видна игра цветовых контрастов.

Межкомнатные двери лучше поставить раздвижные, складные или телескопические — в сочетании со светлыми стенами это придаст комнате ощущение простора. Смелое решение, если позволяют возможности, — вращающаяся дверь из стекла. Дверные проемы не выделяются, конструктивные элементы сами могут выступать в качестве декора.

Стилевая мебель

Меблировка помещений в таком стиле позволяет проявить всю дизайнерскую фантазию. Основной принцип — не перегрузить интерьер смешением цветом и большим количеством предметов.

Присущая постмодернизму неоднородность предполагает подбор не однотипной мебели, а вариантов, сочетающих разные стили и формы.

Например, угловатые или строгие шкафы и комоды необычно смотрятся с плавными и обтекаемыми линиями мягкого уголка.

Корпусная мебель и полки могут быть украшены деталями из никеля или хрома. Диваны, обтянутые искусственной кожей, уравновесятся в интерьере шерстяными пледами и подушками. Интересное сочетание получится из изящного барочного столика и кресел футуристического вида.

Мебель под постмодерн легко изменить вручную — на комод из стандартного набора наклеить коллаж из картинок в стиле сюрреализма или кубизма. Причудливости интерьеру придадут пластиковые и переносные конструкции.

Освещение под стиль

Правильный расчет освещенности сделает восприятие интерьера таким, как было запланировано. Для постмодернизма характерно разделение световых зон. Массивный светильник располагается в центре потолка, его дизайн может быть в любом стиле, перекликающемся с другими предметами интерьера.

Если выбрать причудливую или экзотическую люстру с этническими мотивами, то она станет одновременно и элементом декора. Галогенными или светодиодными лампами освещается периметр и границы уровней потолка, а стены украсят изящные бра.

Декор и детали постмодернизма в интерьере

Чтобы не перегрузить интерьер аксессуарами, каждому элементу в нем должно быть отведено продуманное место. Цветовая гамма деталей — контрастная с основным фоном, но иногда используются и посторонние оттенки.

Декорировать интерьер можно такими аксессуарами:

  • цветной стеклянной посудой;
  • статуэтками и бюстами;
  • комнатными растениями в керамических горшках с орнаментом или ярких пластиковых контейнерах;
  • имитациями звериных шкур;
  • произведениями современного искусства;
  • картинами и постерами.

Затейливо смотрятся предметы, которым нашлось применение не по назначению — старинный телефон вместо подставки или напольная ваза как ножка для стеклянного столика. Разносторонность постмодернизма позволяет сделать дизайн дома неповторимым.

Эволюция модерна. Постмодернизм. Хай-тек и био-тек

В конце 1970-х годов на смену модерну пришел стиль хай-тек, надежно закрепившийся в современной архитектуре. Это стиль высоких технологий, сопровождающих жизнь современного человека. Его девиз: «Дом – машина для жилья». Аскетичный дизайн с крупными монолитными формами, повсеместное использование металла и стекла, суперсовременных конструкций и материалов – вот стиль хай-тек. Идеализация современных технологий, поиск решения проблем объединения энергии и ресурсов неразрывно связаны с тесным вхождением в жизнь человека технологий. Выделять три основных течения в рамках стиля хай-тек – индустриальный, геометрический и бионический хай-тек. Здания в стиле индустриальный хай-тек – так называемые «этажерки», характеризующиеся выносом элементов коммуникаций на фасад здания (лестницы, лифты). Геометрический хай-тек связан со сложной каркасной системой с использованием новейших элементов конструкций (например, воздухоопорные и воздухонесомые конструкции). Бионический хай-тек – это использование форм живой природы в архитектуре. Мембранные перекрытия, подвесные конструкции, гибкие нити стали элементами зданий. Перспективы стиля хай-тек – здания, вырабатывающие энергию, мобильные сооружения, новая организация рабочего пространства человека (см. Приложение 3 Рис. 24).

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу. Хай-тек, согласно классификации, Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, антиисторичность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи. Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм.

Читайте также:  Оформление дверных проёмов без дверей: подборка фото

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек – стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

В начале XXI века в мир столкнулся с новыми вызовами и проблемами, порожденными слишком быстрым ускорением научно-технического прогресса, безостановочной индустриализацией, гонкой промышленного производства, рыночной конкуренцией, разгоняющей темп жизни, стремительным ростом городов (темпами урбанизации) и ростом численности населения.

Следствием этого явилось безудержное быстрое поглощение природных ресурсов, мощное антропогенное давление на биосферу Земли, исчезновение целых экосистем, загрязнение природы промышленными выбросами и отходами своей деятельности, появление большого количества недовольных жителей Земли – социальной напряженности и т.д. В архитектуре появился так называемый экологический тренд «зеленого строительства», который существенно трансформировал «Хай-тек», способствовал его ускоренной мутации и появлению новых разновидностей «Био-тека» и «Эко-тека».

«Эко-био-тек» имеет связь с прикладной наукой – бионикой, сторонники которой для решения сложных технических задач ищут вдохновение в природе. Архитекторы, создавая архитектуру в стиле «Эко-био-тек» часто заимствуют природные формы коконов, деревьев, паучьей сети, пчелиных сот – все, что встречается в живой природе. Можно встретить здания похожие на раковины моллюсков, гнезда птиц, цветы растений, скелеты рыб и даже крылья стрекозы. «Эко-био-тек» воплощает концепцию, смысл которой создать новое пространство для жизни человека наподобие творений природы (см. Приложение 3 Рис. 25).

Объединив принципы биологии, новейшие инженерно-технологические разработки и традиционную архитектуру архитектор стремится создать новый тип бионических зданий – являющихся продолжением живой природы, не вступающей в конфликт с окружающим ландшафтом. Дом из чисто «Механической машины для жилья» времен Корбюзье превращается в «Искусственное подобие живого организма».

Био-тек или бионика — название современной «нео-органической» архитектуры, где выразительность конструкций достигается заимствованием природных форм. Нередко противопоставляется хай-теку (см. Приложение 3 Рис. 26).

Этот архитектурный стиль находится в процессе активного становления, в результате чего его теоретическая и исследовательская компонента преобладает над градостроительной практикой.

Постмодернизм в архитектуре. Деконструктивизм и хай-тек

Дата рождения постмодернизма в архитектуре — 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван целый квартал совершенно новых домов, в которых никто не захотел жить, так как все они были одинаково безликими. Начался новый этап развития в архитектуре, связанный с отказом от идеалов функционализма, рационализма и «чистого» стиля. Свойственное для постмодернизма стремление к цитированию проявляется в сочетании самых разнородных форм, взятых из существующих в истории искусства стилей. Так, в здании художественной галереи в Штутгарте (1984), построенной по проекту Джеймса Стерлинга, сочетаются элементы функционализма, античных руин, египетской архитектуры. Главный признак архитектуры постмодерна — эклектизм, эпатажность, ирония, театральное и игровое начало.

Архитекторы стремятся связать новые постройки с историческим городским окружением, что достигается не прямым цитированием элементов прежних стилей, а зашифрованной символикой и вызываемыми ею сложными ассоциациями. Эти черты ярко проявились в Пьяцца д’Италиа в Новом Орлеане (архитектор Чарльз Мур, 1977). Сооружение представляет собой коллаж из классических архитектурных мотивов, расположенных вокруг громадной каменной карты Италии.

Признанные архитекторы-постмодернисты — Филипп Джонсон (здание AT&T в Нью-Йорке), Лльдо Росси (кладбище в Модене), Марио Ботта (односемейные дома-виллы в Швейцарии), Арата Исоздзаки (Центр Цукуба в Ибарадзи), Фрэнк Гэри (Центр по борьбе с раковыми заболеваниями «Мэгги’з»).

В конце 1980-х в рамках постмодернизма появилось новое направление — деконструктивизм. Это не стиль, а метод, изменение подхода архитекторов к основам основ традиционного отношения к архитектуре как виду искусства. Отрекаясь от старых принципов, архитекторы создают новые формы, новое пространство, новые типы зданий. Таков Институт солнца Штутгартского университета. Это очень странное сооружение из стекла и бетона с обилием острых углов, смещенными горизонталями и вертикалями, перекошенными окнами, беспорядочным ритмом проемов, стоящих под углом опор, которые ничего не несут, выступающими отовсюду частями то ли конструкций, то ли инженерных коммуникаций.

Одно из ведущих направлений в современной архитектуре — хай-тек, представляющий синтез архитектуры и науки. Это символическое отражение века «высоких технологий», ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. От предшествующих этапов хай-тек отличает только ему присущий демонстративный супертехницизм, при котором функциональное применение строительных конструкций, инженерных систем и оборудования перерастает в декоративно-театрализованное с элементами преувеличения, а иногда и иронии. Для него характерны объемы, напоминающие сборные производственные модули, «рабочие навесы», «контейнеры» и другие типы инженерных сооружений. Трубопроводы, пучки кабелей и тому подобные системы внутреннего обеспечения зданий играют роль архитектурных элементов.

Ф.Л. Райт. Музей Гуггенхейм. Нью-Йорк (1959)

Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Архитектор предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу

О. Нимейер. Музей современного искусства. Рио-де-Жанейро

Одним из первых архитектор увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона

Э. Сааринен. Терминал в аэропорту Кеннеди. Нью-Йорк (1962)

Выделяются несколько направлений хай-тека. Сегодня можно говорить об индустриальном хай-теке, для которого характерно широкое использование элементов и образов заводов, фабрик, депо. Здания обычно строятся на основе металлического или железобетонного каркаса, на фасад выносятся элементы коммуникаций — лестниц, лифтов. Представители этого направления — Р. Роджерс, Р. Пиано, Н. Фостер. Для геометрического хай-тека характерны поиски новых несущих систем здания, что приводит к новой геометрии построек — висячие покрытия, подвесные конструкции, мембранные перекрытия, а также мягкие оболочки. Также можно говорить о бионическом хай-теке, пытающемся использовать опыт живой природы в строительстве.

В последнее время архитекторы широко используют компьютерные программы. Именно они дают возможность придавать зданиям самые неожиданные очертания. Так, один из последних проектов Нормана Фостера — резиденция мэра Лондона, напоминающая гигантскую стеклянную каплю на набережной Темзы. С помощью компьютера ему удалось рассчитать очень экономичное в эксплуатации здание. Благодаря причудливой форме, особенностям внутренней конструкции, солнечным батареям на крыше, теплосберегающему остеклению фасадов было построено здание, потребляющее на 25% меньше энергии, чем здания аналогичного размера.

Небоскреб Мэри-Экс. Лондон

Одно из последних творений Н. Фостера (1997—2004). Мэри-Экс — 40-этажный 180-метровый небоскреб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием. За зеленоватый оттенок стекла и характерную форму жители называют его «огурец». Находится в финансовом центре Лондона

На сегодняшний день именно экономичность стоит во главе угла архитектуры. Здания и сооружения рассчитываются в первую очередь с точки зрения энергетической прагматичности и целесообразности. Поэтому в современных постройках такую роль играет стекло, позволяющее выдерживать морозы, менять цвет и прозрачность, принимать любые формы. Также сегодня начинают использовать особый застывающий бетон, фольгу — заменитель стекла, стекловолокно, полимеры и сплавы металлов.

Постмодернизм в интерьере: описание и фото-примеры

Совмещая различные концепции многочисленных экспериментаторов, постмодернизм в интерьере обратился к декоративности, многоцветности, шику и индивидуальности, отвернувшись от монотонности и рациональных форм.

Стиль постмодернизм разносторонен и многолик, он делится на континенты, страны, исторические эпохи, национальные направления, являясь игрой и шаржем на другие стили интерьера. Такая разносторонность хороша для реализации вашей творческой фантазии и креативности!

Постмодернизм в интерьере весьма энергичен и ультрасовременен. Прежде чем сделать выбор в пользу этого стиля, вы должны отчетливо ощутить себя в нем.

Постмодернизм в интерьере

Постмодернизм в интерьере: концептуальные особенности

Стиль постмодернизм в интерьере предполагает просторную обстановку, яркие цвета оформления и контрастные сочетания, использование непропорциональных, ассиметричных элементов мебели и декора.
Этому стилю свойственна неоднородность, в интерьере одного помещения может находиться мебель строгой, угловатой формы совместно с плавной и обтекаемой мебелью, национальная атрибутика различных культур, а также другие эклектичные сочетания и нетривиальные стилистические решения.

Не принимая традиционные правила дизайна и устоявшиеся концепции, постмодернизм поражает своей гармоничностью в сочетании различных декоративных элементов интерьера.

Материалы и отделка

Для отделки помещения в стиле постмодернизм можно использовать любые материалы, строгих ограничений здесь нет.
Поскольку в данной стилистике приветствуются необычные сочетания, вы можете комбинировать сразу несколько различных отделочных материалов, например, оформить одну стену (или часть стены) деревянными или 3д панелями, а другую оштукатурить или поклеить обоями. Эффектно будет смотреться зонирование помещения материалами, например, паркет столовой зоны резко переходящий в керамику кухни. И также стилевую принадлежность подчеркнет использование подиумов, ниши с декоративной подсветкой и разноуровневые потолки.

Цветовое оформление

Цветовая палитра стиля разнообразна, однако, в приоритете яркие и энергичные цвета: желтый, оранжевый, бирюзовый, аква, розовый, красный, индиго, серебристый. Такой окрас выделяет основные акценты интерьера, оригинальную мебель, декор и другие важные элементы.
В качестве основы, для стен и потолка подбираются пастельные, приглушенные тона.

Стилевая мебель

Мебель в стиле постмодернизма разнообразна, в одном помещении могут сочетаться разные предметы мебели, различные по форме, цвету, обивке, материалу изготовления и стилевой принадлежности. Например, мебельное оснащение гостиной могут составлять строгий велюровый диван и шикарное кожаное кресло, минималистичная стенка или шкаф «Икеа» и дорогой деревянный комод, обильно украшенный резьбой а-ля барокко. Часто в таком интерьере можно увидеть и креативную мебель, с футуристичным дизайном, сделанную на заказ.

Читайте также:  Спокойный и гармоничный интерьер: сочетание КОРИЧНЕВОГО и его оттенков с другими цветами

Мебель в стиле постмодернизм часто несет декоративную нагрузку, но при этом остается комфортной и функциональной.

Освещение

Большие окна и обильное комбинированное освещение — визитная карточка стиля постмодернизм. Встроенные в потолок точечные светильники, светодиодная подсветка, оригинальные люстры, бра и торшеры дополняют общую картину интерьера.

Декор и детали

В качестве декоративных подробностей стиля используются причудливые статуэтки и бюсты из различного материала (металл, дерево, пластик, гипс, керамика). Домашние цветы и растения в затейливых горшках с ярким орнаментом.
Стены украшают яркие и насыщенные картины в духе абстракционизма, кубизма, дадаизма или даже сюрреализма.
А на полу может расположиться мягкий ковер (монотонный или цветной) с геометричным орнаментом или имитация звериной шкуры.

Архитектура постмодернизма и ее направления: деконструктивизм и стиль хай-тек

Архитектурные поиски постмодернизма лежат в русле 1970-х гг. и во многом связаны со «смертью “новой архитектуры”» [1] , конкретной исторической датой — 15 июня 1972 г., когда был частично разрушен квартал Прютт-Айгоу в городе Сент-Луисе (шт. Миссури, США, автор — Минору Ямасаки). Он состоял из четырнадцати зданий, которые со временем оказались небезопасными из-за автомобильного движения и высокого уровня преступности. И хотя в 1951 г. проект получил награду Американского института архитекторов, в стилевом отношении квартал выглядел «слишком стерильно и монотонно» [2] . Появление постмодернистской стилистики в архитектуре вызвано в той или иной степени переосмыслением авангардистских идей. Следуя позиции Е. П. Львовой, к ним по праву можно отнести ряд характерных черт: эклектизм форм, контекстуализм (или связь с конкретным окружением), метафоричность и, наконец, эпатажность и иронизм. Главной заслугой стиля становится обогащение языка архитектурных форм.

Постмодернистские архитектурные поиски первого этапа, 1975-1990-е гг., по сути проходили и развивались в двух основных направлениях: с одной стороны, «многие архитекторы обратились к опыту классики и романтизма при возведении сооружений с использованием арок и имитаций ордера, нерегулярными планами и нарочито стихийным нагромождением объемов. » [3] .

К данной постмодернистской линии можно отнести постройки: Чарльза Вилларда Мура (1925-1993) — площадь Италии, Новый Орлеан, США, 1975-1980; Филиппа Джонсона (1931-2005) — здание Американской телеграфно-телефонной компании (ATT), Нью-Йорк, 1978-1984; Альдо Росси (1931-1997) — кладбище Сан-Каталдо в Модене, Италия, 1971, 1978-1984. Рассмотрим подробнее каждую из них. Чарльз Мур при создании площади Италии в Новом Орлеане, США (илл. 42) экспериментирует с организацией пространства, создавая ненавязчивую сценографию. В похожем ключе решено здание Американской телеграфно-телефонной компании (ATT), Нью-Йорк, Филиппа Джонсона, своеобразное «послание архитектурному наследию Нью-Йорка» [4] . Архитектор пытается сознательно соединить цитаты из разных стилей, в том числе и классических. К примеру, за образец нижней части здания взята капелла Пацци, арка которой по решению Ф. Джонсона достигает 25 м. Основной объем облицован розовым гранитом. На этом «цитаты» не заканчиваются, наоборот, это приводит к определенной «ломке стереотипов» (по А. В. Иконникову), что прослеживается в барочном элементе верха, напоминающем мебель XVIII в. в стилистике Чиппендейла.

Другим постмодернистским интерпретатором классических форм становится итальянский архитектор Альдо Росси (1931-1997) (кладбище Сан-Каталдо в Модене, Италия), работы которого, по мнению А. В. Иконникова [5] , являются примером «фундаментального классицизма» 1980-х гг. Во многом через коллективную память Росси работает с вечными темами — жизни и смерти, любви и ненависти. Не случайно его сравнивают с метафизической живописью Жоржа де Кирико. Они достаточно точно привязаны к современной жизни, когда в основной мемориальной форме отчетливо виден заимствованный из Возрождения архитектурный тип Палаццо. Таким образом, осуществляется важный для постмодернизма контекстуальный прием — героизация метафор (по Ч. Дженксу). В целом Чарльз Дженкс предлагает несколько другой принцип анализа постмодернистской архитектуры, так называемый «лингвистический», исходя из которого выделяются четыре способа архитектурной коммуникации: метафора, слова, синтаксис, семантика [6] . Из этого принципа вырастает «эволюционное древо» направлений постмодернистской архитектуры: историзм, прямое воспроизведение, новое обращение к местным традициям, градостроительный к месту, метаформа метафизическая и, наконец, постмодернистское пространство [7] .

Второе направление первого этапа постмодернизма, 1975-1990-е, развивается иным способом: «для психологической разрядки в восприятии архитектурной среды уплотненных деловых центров в процессе их реконструкции строятся “здания-призраки ”,

облицованные зеркальным стеклом» [8] . К таким примерам можно отнести постройки Джеймса Стерлинга (1926-1992) — здание новой художественной галереи в Штутгарте, 1977-1985; Цезаря Пелли — здание Тихоокеанского центра дизайна («Голубой кит»), Лос-Анджелес, 1971-1976; Марио Ботта (р. 1943) — Музей современного искусства в Сан-Франциско, 1989-1995; Ханса Холляйна (р. 1934) — торговый центр «Дом Хааса», 1987-1990; Арата Исод- заки (р. 1931) — проект Центра Цукуба в Ибарадци (1979-1983), Международный зал заседания в Китакесю, 1987-1990.

Новым прочтением «метафоры истории» [9] становится здание новой художественной галереи в Штутгарте английского архитектора Джеймса Стерлинга (илл. 43). Оно создается по соседству со старой галереей позднего классицизма XIX в. на руинах разрушенного во время Второй мировой войны города. При строительстве учитываются природные условия, на высоком склоне выстраивается сеть террас, в которую вписывается основной объем здания. Поэтому основным постмодернистским принципом галереи в Штутгарте становится контексгуальность. Пространственный барабан, дворик-атриум, пандус — элементы классицизма, портик с яркоокрашенными трубами решен в стиле хай-тек.

Схожие постмодернистские приемы вносит итальянский архитектор Марио Ботта при создании Музея современного искусства в Сан-Франциско. Оновным ядром также становится скошенный цилиндр, окрашенный в полосатый цвет. Он расположен на массивной ступенчатой пирамиде, это своего рода метафора памяти — «мемориальное кладбище искусства», являющееся «средоточием коллективной памяти и места связи эпох» [10] .

Постройка торгового центра «Дом Хааса» Ханса Холляйна на соборной площади в Вене, наоборот, показывает дух агрессивной коммерциализации, гем самым вытесняя и символичность, и кон- текстуальность архитектурной постройки. Основным стилевым постмодернистским приемом становится сочетание прямоугольных светлых и темных криволинейных светоотражающих элементов.

Архитектура постмодернизма на втором этапе, 1990-2000-е, выстраивается по двум направлениям — деконструктивизма и хай-тека. К первому направлению относятся постройки Даниэля Либескинда (р. 1946): Музей Феликса Нуссбаума, 1998, Осна- брюк, Германия; Королевский музей Онтарио, 2007, Торонто, Канада, он возник еще в 1980-е гг. Либескинд увлекался на раннем этапе архитектурными коллажами, «в них он выработал формальные приемы, основанные на динамическом соединении плоскостей, образующих копьеобразные объемы» [11] .

Второе направление — стиль хай-тек — представляет собой синтез архитектуры и науки (по Е. П. Львовой). Стиль зародился еще в постройках Пьера Луиджи Нерви (1891-1979), к примеру, Дворец спорта, 1958, Рим. Для воплощения архитектурных замыслов в стиле хай-тек был изобретен армоцемент, новый строительный материал. Наиболее полно идеи реализуются в постройках 1970-1990-х гг. английского архитектора Ричарда Роджерса (р. 1931), начиная с 1980-х гг.: Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Бобур) в Париже, 1971-1977 (совместно с Ренцо Пиано); здание штаб-квартиры страховой компании «Ллойд» в Лондоне, 1978-1986; Дворец правосудия, Антверпен, Бельгия, 1998-2005.

Обратимся к анализу некоторых из них, в частности, Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (илл. 44), воплощающего черты индустриального хай-тека. Поскольку впервые в истории архитектуры все элементы коммуникации и металлические конструкции каркаса были вынесены на шестиэтажный фасад музейного комплекса Парижа, акцент в визуальном образе был сделан на цветовых контрастах: инженерные конструкции на крыше и боковых фасадах окрашены в голубой цвет, нижние части зигзагообразного входного пролета — в красный. Здание штаб-квартиры страховой компании «Ллойд» в Лондоне Ричард Роджерс выстраивает достаточно целостно, когда вокруг высотного атриума с цилиндрическим стеклянным сводом размещаются «инженерные устройства и вертикальные коммуникации для освобождения площади этажей» [12] . Многие из них решены скульптурно, например, лифтовые шахты по форме напоминают спиралевидную форму металлической стружки.

Другой представитель постмодернистского стиля хай-тек, итальянский архитектор Ренцо Пиано (р. 1937), создает характерные образцы хай-тека в индустриальном и геометризированном направлении. К индустриальным примерам относятся Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Бобур); Национальный музей науки и технологий «НЕМО», Амстердам, 1995. По мнению Е. П. Львовой, стилевым отличием геометри- зированного хай-тека являются создание более сложной каркасной конструкции и применение различных групп растянутых конструкций (висячих перекрытий, подвесных конструкций, тросовых сеток, мембранных перекрытий). К примерам геометри- зированного хай-тека относятся постройки Ренцо Пиано конца 1990-2000-х гг.: Культурный центр имени Жана-Марии Тжибау, Нумея, Новая Каледония, 1992-1998; Театр музыки. Рим, Италия, 2002; реконструкция Потсдамской площади, Берлин, 2006.

Обратимся более подробно к постройке Культурного центра имени Жана-Марии Тжибау, Нумея в Новой Каледонии (илл. 45). Его создание связано с реализацией идей национальной идентичности посредством современных архитектурных конструкций в стиле хай-тек. Десять построек в виде изогнутых конструкций из местного дерева ироко объединены единым коридором, что напоминает строения островного населения — канаков (рис. 45). Они создают оптический эффект движения подобно колышущимся на ветру деревьями. Все высокотехнологично: включена система естественной вентиляции, двойная крыша позволяет регулировать потоки муссонного ветра с океана, при необходимости она закрывается.

Рис. 45. Ренцо Пиано. План Культурного центра имени Жана-Марии Тжибау. Нумея, Новая Каледония. 1992-1998

Читайте также:  Как использовать старый абажур: фото-идеи

Схожие экологические идеи прослеживаются в постройках в стиле хай-тек 1990-2000-х гг. английского архитектора Нормана Фостера (р. 1935): Центр изобразительных искусств Сейнсбери, Норвич, Великобритания, 1974-1978; реконструкция купола Рейхстага, Берлин, 1994-1999; здание администрации Большого Лондона (Сити-холл), Великобритания, 1998-2002; Мост тысячелетия, Лондон, Великобритания, 1996-2000; административно-офисное здание «Мэри-Экс, 30» («Свисс-Ре»), Лондон, Великобритания, 1997-2004. К примеру, в реконструкции купола Рейхстага в Берлине, 1994-1999, Н. Фостер решает проблему энергосбережения благодаря применению солярных установок. Для более полного освещения в конструкции прозрачного купола включены спиралевидные пандусы-дорожки, по которым поднимаются зрители, и зеркальный конус, позволяющий естественному свету попадать в зал пленарных заседаний.

Динамические формы с использованием современных технологий хай-тека отличают постмодернистские постройки Фрэнка Оуэна Гэри (р. 1929): здание банка «Национале Нидерланден» («Джинджер и Фред»), Прага, Чехия, 1996 (рис. 46); Новая таможня. Художественный центр и медиацентр Рейнской гавани, Дюссельдорф, 1996-1997; Музей искусств Вейсмана, Миннеаполис, США, 1993; Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания, 1997; Центр здоровья мозга Лу Руво, Лас-Вегас, США, 2010. Почти эпатирующая, разбивающая архитектурные стереотипы скульптурность присуща многим архитектурным решениям, к примеру, в разработке зданий Новой таможни. Художественный центр и медиацентр Рейнской гавани, Дюссельдорф (илл. 46), в реализации которых он предлагает деконструктивистский прием разрушения трех структур — гладкой штукатурки, кирпичной кладки и излюбленного им материала — титана. При их взаимодействии рождаются новые дополнительные эффекты — микрорельеф [13] . Уже при создании Музея Гуггенхайма в Бильбао в Испании (1997) были впервые использованы новаторские принципы хай-тека, в частности компьютерные технологии.

Рис. 46. Фрэнк Оуэн Гэри. Здание банка «Национале Нидерланден» («Джинджер и Фред»). Прага, Чехия. 1996

Элементы иного скульптурного прочтения постмодернистских форм вносит испанский архитектор и инженер Сантьяго Калатрава (р. 1951): Оперный театр, Тенерифе, Испания, 1991-2003; Город искусств и наук, Валенсия, Испания, 1991-2004;

жилое здание «Поворачивающееся туловище», Мальмё, Швеция, 2001-2005 (илл. 47-48). В своих постройках он соединяет идеи хай-тека со стилем органической архитектуры, находя новые формы в природе. Этот факт дает основания для появления нового архитектурного направления — биотека. Более того, в реализации проекта жилого здания «Поворачивающееся туловище» в Мальмё Калатрава обращается к строению человеческого тела и получает приз за лучшее жилое здание мира в Каннах (2005).

Таким образом, постмодернистская архитектура ищет и находит компромиссы между высокими технологиями и природными формами, она предельно пластична как скульптура и одновременно сверхсовременна в техническом плане.

Как работать в стилях Хай-тек и Минимализм и что у них общего с Модерном?

В современном дизайне есть определенная тенденция: Хай-тек чаще всего выбирают для офисов, а Минимализм – для домашних интерьеров. Но ограничивать Хай-тек исключительно офисным пространством было бы ошибкой, этот стиль предлагает нестандартные, интересные решения для домашних интерьеров. Что нужно учесть, создавая интерьеры в стилях Хай-тек и Минимализм, и что советуют профессиональные дизайнеры?

Хай-тек: ключевые характеристики

  • Оснащение помещений последними техническими новинками;
  • Использование таких материалов, как пластик, хромированный металл, бетон, стекло;
  • Многоуровневое освещение;
  • Зонирование пространства с помощью стеклянных перегородок и мебели;
  • Максимальная функциональность каждого предмета в интерьере;
  • Лаконичные контрастные цветовые решения;
  • Практически отсутствует декор;

«Основная черта в хай-теке – использование инженерно-технических приемов. Хай-тек – это «умный дом», например, высокотехнологичная кухня», – подчеркивает главную особенность стиля, дизайнер Вадим Соломон, TODA Group Design. Хай-тек демонстрирует технические новинки, начиная от бытовых приборов и заканчивая сенсорными панелями, «теплыми» полами и стенами, системами управления голосом, климат-контроля и ароматизации, управления освещением, безопасностью и т.п. Провода и шнуры прячут за фальш-панелями или в специальных коробах

Цветовая гамма: белый, серый и их оттенки, но обязательно есть один яркий, контрастно выделяющийся на нейтральном фоне, цвет.

Стены красят в светлые тона, либо обнажают до бетона или кирпичной кладки. Потолки – натяжные глянцевые, полы – наливные, либо покрыты керамической плиткой, ламинатом. Окна – большие, вместо занавесок- жалюзи.

Все предметы интерьера практичны, приветствуется многофункциональная мебель. По дизайну предпочтение отдается ультрасовременным моделям со строгими геометрическими или футуристическими формами. Хай-тек не приемлет декора. Исключением становятся черно-белые фото в рамках из металла или пластика. «Доминирующая отделка в интерьере – металл, нержавейка, стекло в сочетании с простыми геометрическими формами», – отмечает Вадим.

Освещение многоуровневое: используются разнообразные «подсветки» и точечные осветители. На потолках – струнные и трековые системы освещения, за счет которых пространство разделяется на функциональные зоны. Настенные, напольные и настольные светильники на кронштейнах создают направленный поток света, акцентируя внимание на определенной композиции в помещении. Свет, отражающийся на глянцевых, стеклянных и хромированных покрытиях, дополнительно расширяет пространство.

Комментарий дизайнера: «Еще один прием в Хай-тек – использование прожекторного света. Но, если говорить о жилом помещении, то нужно всегда чувствовать грань, чтобы не превратить жилой интерьер в шоурум современной техники и нанотехнологий».

Для отделки интерьеров в стиле Хай-тек подойдут такие коллекции керамической плитки, как:

  • Фабрика Fondovalle коллекция Rug;
  • Фабрика Aparici коллекция Logic;
  • Фабрика Venis коллекции Sea, Pearls, Artis, Prisma, Stylker;
  • Фабрика Fap коллекция Frame;
  • Фабрика Kerlife коллекция Concrete;

Минимализм: ключевые характеристики

  • Свободное пространство, минимум мебели и декора;
  • Подчеркнутая функциональность предметов интерьера;
  • Для отделки стен и полов используются натуральные материалы;
  • Для мебели характерна простота линий и форм;

Минимализм – это максимум пространства, функциональность и минимум предметов. «Очень важно свести ощущение большого количества предметов к минимуму. Для этого на этапе разработки проекта нужно понять, чем владелец квартиры пользуется постоянно, а что можно убрать. Телевизионную или бытовую технику можно спрятать с помощью закрытого фасада. Но это не всегда возможно. В конце концов, отнеситесь к этому трезво: если мы что-то прячем, то это не должно доставлять неудобства тем, кто в этом интерьере живет. Интерьер должен быть функциональным, практичным удобным», – советует профессиональный дизайнер Елизавета Корешкова.

Цветовое решение основано на игре полутонов: белый цвет обыгрывается черным или серым. «Минимализм – светлый стиль: светлые тона, воздушность. Если все же возникает необходимость задействовать темные тона, то нужно использовать их по минимуму – в аксессуарах, в текстиле», – рекомендует Елизавета.

Стены могут быть покрашены или покрыты фактурной штукатуркой; также подойдут однотонные обои и одноцветная керамическая плитка большого формата. Полы покрывают паркетной доской или керамогранитом с имитацией натурального дерева. В Минимализме натуральные материалы могут соседствовать с хромированным металлом, алюминием, полированным металлом.

«Работая в стиле Минимализм, используйте отражающие поверхности: много глянца, стекла, полированных, хромированных поверхностей», – советует Елизавета.

Мебель в интерьерах в стиле Минимализм обычно низкая, простых геометрических форм; в идеале по цветовому решению она должна сливаться с потолком и стенами, расширяя пространство. Минимализм активно использует встроенную мебель, а также стеклянные стеллажи, столы, полки.

Освещение: максимум естественного света, поэтому окна должны быть большими, на них – жалюзи или прозрачные, воздушные занавески.

Декоры сведены к минимуму. Интерьер оживляется за счет нескольких выразительных декоративных элементов контрастирующих с общим фоном. В качестве декоров используют изделия из керамики, металла, стекла; фото в простых рамках, напольные вазы, живые цветы и сухоцветы.

Для оформления интерьеров в стиле Минимализм актуальны такие коллекции керамической плитки, как:

  • Фабрика Venice коллекции Belice, Dover, Pacific;
  • Фабрика Porcelanosa коллекция Safari;
  • Фабрика Gardenia Orchidea коллекция Linear;
  • Фабрика Marazzi коллекция Concreta;
  • Фабрика Marazzi Espаna коллекция Soul;
  • Фабрика Impronta коллекция White Experience;
  • Фабрика Fap коллекции Boston, Manhattan;

Подведем итоги:

  • Минимализм – это функциональность, а Хай-тек – функциональность и высокотехнологичность;
  • Минимализм использует натуральные материалы, а Хай-тек – пластик и металл;
  • Минимализм работает с бело-серыми цветами, а Хай-тек задействует яркие краски;
  • Минимализм более «матовый» (за счет используемых в отделке материалов), Хай-тек – «глянцевый»;

Комментарий дизайнера Михаила Введенского: «Если вы решили жить в минималистичном интерьере, то должны осознавать все особенности этого стиля. Если безупречный порядок – это ваше, то дерзайте; если же нет, то лучше обратить свой взор в сторону «византийского бардака», такого всеми любимого и уютного! Но если вы, всё же решитесь реализовать красивые картинки дизайн-проекта в жизнь, то будьте готовы приложить неимоверные усилия к осуществлению ваших задумок, так как и Минимализм и Хай-Тек не терпят компромиссов, всё должно быть выполнено идеально, до самой мелкой детали. Всем удачи в реализации!»

Почти анекдот: что общего у стилей Модерн, Минимализм и Хай-тек?

Не раз приходилось слышать, как обыватели с ходу называли интерьеры в современных стилях «Модерном». Хитрое слово «Модерн», которое переводится как «современный», вводит в заблуждение. В действительности, Модерн не относится к современным стилям дизайна интерьеров, этот стиль в своем самом ярком проявлении просуществовал около 30 лет (с конца 1880-х до 1914г.). Для него была характерна витиеватость линий, отсутствие симметрии в композиции и разнообразие цветов и оттенков. Европейские дизайнеры задались целью вытеснить кричащий Модерн из интерьеров и создали Минимализм – новый стиль, с точной и ясной композицией интерьера, лаконичностью и простыми формами. Так что общего у стилей Модерн, Минимализм и Хай-тек? Ничего. ..

Ссылка на основную публикацию